У кого карантин круче? Комментарий Георгия Бовта

У кого карантин круче? Комментарий Георгия Бовта
Поделись с друзьями

Российские регионы на фоне пандемии вводят ограничительные меры разной степени суровости. В Краснодарском крае, например, почти полностью запретили движение личного транспорта

Главный санитарный врач России Анна Попова высказалась за продление вынужденных выходных после 5 апреля. По ее словам, задача следующего периода — ограничить контакты между людьми. Она напомнила, что инкубационный период при коронавирусе составляет 14 дней и период разрыва связи передачи также должен быть кратным 14 дням.

«Четырнадцать дней это, конечно, недостаточно. Этих дней должно было бы быть больше», — сказала Попова. Как сейчас регионы России борются с коронавирусом и будут ли соблюдаться нормы карантина и самоизоляции?

Уже сейчас наметилась разница в подходах разных регионов к тому, как должен действовать режим самоизоляции. Так, власти Республики Коми вывесили форму спецпропуска на официальный сайт для тех жизненно важных предприятий, которые будут работать и список которых утвержден. Предприятия, судя по всему, сами будут заверять пропуска своими печатями.

В Саратовской области решили никому не доверять и устроили огромные живые и заведомо антисанитарные очереди за тем, чтобы такой спецпропуск завизировать в местной управе. В Краснодарском крае практически полностью запретили движение частного транспорта, в других регионах оно еще сохраняется, но поездки должны быть мотивированы.

Некоторые небольшие города вообще полностью отгородились от внешнего мира бетонными блоками. Словно местные власти вступили во всероссийское соревнование на предмет, у кого карантин будет круче. О том, как при этом будут работать даже жизненно важные производства, видимо, будут думать потом. Сейчас важно остановить заразу. Кстати, полной ясности и точного представления о регламентах карантинных действий не возникает и после прочтения только что принятого Думой закона.

Было много слухов о том, что московские власти собираются присвоить чуть ли не каждому жителю персональный QR-код, который будет учитывать и регулировать в том числе выходы для выгула собаки или вынос мусора, и штрафовать за отклонение от предписанных самоизоляцией 100 метров от дома.

Пока речь, видимо, все же на практике идет о тех, кому уже предписан жесткий карантин, и число таких людей вполне поддается учету. Однако есть большие сомнения в том, что масштабная система электронной слежки может быть за несколько дней распространена на весь огромный многомиллионный мегаполис. Любая компьютерная сеть просто ляжет, когда миллионы бросятся регистрировать свои коды на городском портале.

В Татарстане, правда, пошли путем рассылки и получения подтверждающих СМС. Надо, например, отправить на короткий номер цель поездки: «на дачу», «привезти продукты родителям» или пешего выхода в город: «в банк», «в аптеку», «в магазин». В то же время создатели даже такой упрощенной системы, видимо, слишком высокого мнения о цифровой грамотности наших граждан. Гладко работать в массовом масштабе это точно не будет.

К тому же есть масса случаев, в которых, как говорится, «дурная машина», он же искусственный интеллект, попросту запутается. Так, например, система производства и снабжения даже жизненно важными товарами и лекарствами во многом завязана в том числе на частные предприятия, вплоть до ИП. Если одномоментно выбить их из этой цепочки, лишив возможности выполнять свои функции, то вся цепочка может распасться.

Или, например, регламентом предписывается, что контактировавшие с заболевшим должны самоизолироваться. А если эти контактировавшие заняты как раз на производстве жизненно важных товаров и продуктов? Это производство должно быть остановлено?

В Европе задействованы более простые механизмы. К примеру, в Испании и Франции многое построено на самодекларациях. Перед выходом из дома человек пишет на специальном бланке или от руки, кто он такой, где живет, куда и с какой целью направляется. Цель должна совпадать с разрешенными. Например, подвоз продуктов престарелым, доставка животного в ветеринарную клинику.

При случайной проверке полицией несоответствие с декларацией легко установить. Нарушение влечет штраф. Никакой электронной слежки нет. Ее в полной мере даже в Китае еще не внедрили. Там, по сути, полицейский решал, имеет ли право данный человек покинуть свой квартал или даже подъезд.

В Европе тоже многое остается на усмотрение полиции. Те, кто в России задумывал электронную систему слежения, явно исходили из того, что доверять нельзя ни гражданам, ни полицейским. Однако без определенной степени доверия к первым и их сознательности никакой карантин все равно полностью не заработает. А что касается непорочности и кристальной честности вторых, то об этом надо было раньше думать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Victory Key - АВТОПОРТАЛ Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика