Фоторепортаж: международная автобусная выставка Busworld-2018 в Москве
Полное наименование мероприятия — Busworld Russia powered by Autotrans 2018. Это международная автобусная выставка, в России она проходит во второй раз, первая была в 2016 году (они чередуются по годам с Комтрансом).
Busworld-2018 вышел скромным, но уютным: экспонаты разместили плотненько, отчего создавалась иллюзия насыщенности. Организаторы гордо говорят про 84 компании из 14 стран. На самом же деле бал вновь правили два крупных российских завода — ГАЗ и КАМАЗ. Точнее, предприятия, входящие в эти промышленные группы. Volgabus показал одну машину. Приехал и белорусский МАЗ, который такие события обычно не пропускает. Остальная часть экспозиции — «мелкосерийники» и продавцы «китайцев» и немножко «турков», которых выставили изрядно, но как-то не очень озаботившись информационной поддержкой. Типа, есть прайс-лист, что еще нужно?
А вот посетителей пришло много. Причем это, по преимуществу, публика при галстуках, с характерной чиновничей походкой и не менее характерными полнотой и одышкой. Региональные министры, распределяльщики бюджетных потоков, чиновники всяких администраций. От таких людей, как правило, и зависит благополучие производителей автобусов, от грамотно составленных условий госзакупок, от личных связей. Их мало интересовали беспилотники, а вот электробусы осматривал почти каждый. Благо, электробусов на выставке было немного, а товарных так и вовсе два-три. Видимо смелую авантюру Москвы по закупке сразу 200 электробусов по контрактам жизненного цикла другие города восприняли как тренд и руководство к действию.
На выставке все ожидали увидеть новое поколение беспилотника «Матрёшка» от Волгабаса. Напомним, что некоторое время назад мы сообщили о закрытии проекта вследствие разрыва отношений руководства Волгабаса с большинством контрагентов. Директор завода опроверг нашу информацию и распространил в СМИ открытое приглашение на презентацию новой «Матрёшки» в рамках Busworld-2018. Увы, это мероприятие не состоялось, «Матрёшки» на стенде Волгабаса не было. Ни новой, ни даже старой.
Чуть подробнее об экспонатах мы рассказываем в подрисуночных подписях.
Электробус КАМАЗ уже известен москвичам. Но на КАМАЗе делают и станции ультрабыстрой зарядки с зарядным током до 500 Ампер!
Единственный тип батарей, способных работать с такими токами — литий-титанатные
Технология эта новая, ей всего несколько лет, поэтому статистики выхода из строя тяговых АКБ при ультрабыстрой зарядке пока нет
Но в кулуарах инженеры признаются, что сами не верят, что при постоянных высокотоковых зарядках батареи протянут долго
Вместе с НАМИ КАМАЗ продолжает работу над полностью автономным автобусом. Говорят, что уже есть успехи: построено четыре экземпляра, они тестируются, даже зимой уже были опыты движения
В беспилотном режиме автобус разгоняется до 10-15 км/ч, но потенциально способен ехать все 40 км/ч. Но стопроцентной автономности (пятого уровня) он пока не обеспечивает. В последних экземплярах сделали климат-контроль салона и водяной очиститель наружных камер машинного зрения
В качестве сенсоров используются не только видеокамеры, а, кажется, вообще все известные ныне системы, включая лидары. Одних ультразвуковых датчиков тут 16 штук!
Волгабас показал эффектный электробус СитиРитм-12Е с заявленным запасом хода в 300 км. На стенде один из работников завода сообщил, что реально он проезжает 200 км, с включенным отопителем или кондиционером и полной загрузкой
Для ультрабыстрой зарядки он не оптимизирован, поэтому в Москву такому электробусу пока рано
В отличие от предыдущей модели (точнее, концепта, который показывали год назад в Гостином дворе) тут немного изменили дизайн и поставили два электродвигателя по 120 кВт вместо одного. Создатели называют их мотор-колесами, но на самом деле из ступиц двигатели вынесены на ось
Аккумуляторы на новом СитиРитме почему-то литий-железо-фосфатные, видимо, из-за их относительно низкой цены. Но, опять же, зарядка в режиме «буста» на таких АКБ вряд ли возможна
От трехфазной промышленной сети в 380Вольт электробус заряжается минимум 5 часов. А вот по дизайну этому СитиРитму равных на выставке не было! Если дело дойдет до серийного производства, такие электробусы станут украшением любого города
Главная новинка автобусного филиала МАЗа — двухсекционная машина-«гармошка» МАЗ 216 с толкающим приводом. Управлять таким автобусом сложно, особенно зимой, но компоновочно он выигрывает у тех, кто исповедует «тянущую» философию привода (там двигатель располагается в первой секции)
МАЗ 216 построен на «фирменных» агрегатах — 326-сильный мотор Mercedes, коробка передач Allison, а узел сочленения — от немецкой фирмы Hubner. Машина получилась чуть короче аналогичной ЛиАЗовской, но заявленная вместимость почти такая же, 171 человек
Португальская фирма Caetano предлагает не готовые электробусы, а только шасси с полным набором агрегатов, но без батарей
Сделано шасси отменно, но и стоит так же — от 150 000 евро
В России у Caetano вряд ли есть шанс сделать успешный бизнес.
Компания Транспортные системы уже показывала свой концепт — электробус с питанием… от прицепа!
В постоянно подключенном прицепе находятся аккумуляторы, небольшая батарея размещена так же на крыше самого автобуса, на всякий случай. Прицепы можно заряжать отдельно и подвозить на маршруты эксплуатации по мере необходимости
Переподключается он быстро, хотя силовой коннектор особого доверия не внушает. Но вот с точки зрения манёвренности это плохое решение. Впрочем, для города с его фиксированными маршрутами и отсутствием необходимости ездить задним ходом — почему бы и нет?
Прототип собран очень качественно, кабина водителя отделена зеркальной стеной, а рабочее место водителя расположено на удобном высоком подиуме
Сейчас создатели этой машины «прощупывают рынок»
Важное преимущество предложенной компоновки – возможность эксплуатации электробуса на межгородских маршрутах, оборудованных пунктами замены прицепов
Туристический Yutong T 122 HDH с обновленным дизайном в России демонстрируется впервые
ЭлектроГАЗель от фирмы Спецавтоинжиниринг нашим читателям уже знакома. Несмотря на высокую цену, машина производится, ее покупают. Продано уже пять штук
Недостатки первого экземпляра, как говорят, устранены, усилитель руля теперь работает на любой скорости. Но эта машина больше не позиционируется как продукция ГАЗа, это самостоятельный продукт Спецавтоинжиниринга
Anadolu Isuzu — крупный турецкий производитель автобусов
Турки пытаются «прощупать» российский рынок междугородников и в этом они вполне могут потягаться с китайцами, хотя цены у турецких автобусов выше
Новый MAN Lion’s Coach — один из претендентов на звание европейского «автобуса года»
Эффектный туристический лайнер ГАЗ Cruise 2.0 получил обновленный экстерьер, более мощный кондиционер и систему ADAS
Газовский Вектор Next 8.8 — это удлиненный до 8,8 метров кузов, в результате чего вместимость выросла до 65 человек
Пресс-релиз гласит: «Автобус представлен в модификации «Доступная среда»: оборудован механической аппарелью и местом для инвалидной коляски, задние дверь и накопительная площадка имеют низкопольное исполнение, а ширина дверного проема составляет 0,9 м»
На самом деле «механическая аппарель» — это просто приставные траки, которые никак не фиксируются и которые нужно вручную всякий раз доставать и убирать
Опытный беспилотник ГАЗовцы в данном случае представили как обычный электромобиль. Они не скрывают, что это еще очень сырая машина и о немедленном производстве речи не идёт. Это тот же самый экземпляр, что уже показывали пару месяцев тому назад на Московском автосалоне
ГАЗ гордо объявил о том, что почти все его городские автобусы соответствуют требованиям требованиями программы «Доступная среда»
Цельнометаллическая ГАЗель Next 4,6 теперь производится с новым задним мостом, рассчитанным на нагрузку в 4,6 тонны. Она может перевозить 22 человека (16 сидячих) и комплектуются дисковыми тормозами на всех колесах
Ankai — новое имя на нашем рынке. Машина эта с эпигонским «сетровским» дизайном, разумеется, из Китая. Но сделана неплохо, а стоит вообще очень конкурентно — $129 000. Это, на секундочку, за двенадцатиметровый «турист» в очень хорошей комплектации, с мотором 336 л.с. и вместимость 52 человека
Ankai А8 уже получил российский ОТТС, хотя ввезено всего две машины, третья ожидается в декабре. Продажи дилер из Екатеринбурга планирует начать в 2019 году
Царь-автобус от ЛиАЗа, сочлененный 621367
Мосты и трансмиссия — ZF, а вот двигатель отечественный, ЯМЗ 536
Как и МАЗ, он сделан по «толкающей» схеме, с двигателем в задней секции
Вместимость варьируется от 162 до 201 человека
Белорусский МЗКТ, производящий автобусы под маркой Нёман, привез в Москву образцы городских «маршруток», построенных на базе Iveco Daily. Производится примерно 100 таких автобусиков в год, больше половины из которых продается в Россию
Автобус Нёман предлагается теперь с увеличенной колесной базой, до 4750 мм, это на 40 см больше, чем ранее
Фирма Раритэк из Набережных Челнов раньше делала автобусы на МАЗовском шасси. А теперь переходит на китайское
Показали первый экземпляр, еще полностью собранный в Китае, но уже имеющий «русское» название Lotos 105
Это десятиметровый городской автобус на 33 пассажира, у него есть версии с моторами на метане, причем как на сжатом, так и на сжиженном
Собирать его будут по полному циклу, с полным изготовлением кузова, включая окраску и катафорез