Почему суд не арестовал главу корпорации «Ак Барс» по делу о взятке на 65 млн рублей?
Прокуратура не поддержала ходатайство следствия о заключении в СИЗО Рената Мистахова, но предложила отправить его под домашний арест. Однако суд не нашел оснований ни для того, ни для другого
Хамовнический суд Москвы 4 марта вечером отказался заключить под стражу главу крупной судостроительной корпорации «Ак Барс», депутата Госсовета Республики Татарстан Рената Мистахова. Он обвиняется в даче взяток военному чиновнику на сумму 65 млн рублей за помощь в реализации госконтрактов на 40 млрд рублей. Однако суд счел, что в деле отсутствуют доказательства причастности Мистахова к коррупции.
Стоит отметить, что прокуратура хоть и не поддержала ходатайство Следственного управления Следственного комитета РФ по ЦАО столицы о помещении предпринимателя в СИЗО, но предлагала для обвиняемого более мягкую меру пресечения — домашний арест. Суд же не встал на сторону силовиков, постановив освободить Мистахова в зале суда.
На избрание меры пресечения бизнесмена доставили под конец рабочего дня. Однако слушание началось далеко не сразу: проведший ночь в изоляторе временного содержания фигурант так волновался, что еще до начала процесса ему пришлось вызывать скорую. Впрочем, приехавшие в суд врачи госпитализировать обвиняемого Мистахова не стали, дав ему таблетку от давления. Заседание вел председатель Хамовнического суда Константин Похилько в зале, где когда-то судили экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Как стало известно в ходе слушания, генеральный директор корпорации «Ак Барс» был задержан накануне, когда приехал на допрос в ГВСУ по повестке. В тот же день ему предъявили обвинение по двум эпизодам дачи взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).
Уголовное дело по факту совершения Мистаховым коррупционных преступлений было возбуждено еще 27 мая 2019 года. Оно было выделено из уголовного дела бывшего начальника отдела департамента аудита госконтрактов Минобороны РФ полковника в отставке Юрия Ефимова, которому вменили получение нескольких эпизодов взяток в особо крупных размерах (ч. 6 ст. 290 УК ) от бывшего начальника департамента аудита госконтрактов Минобороны Максима Куксина, а также от совладельца ООО «НПП «Адвент» Николая Спасского. Все они касались реализации крупных договоров.
Признавший вину и заключивший сделку со следствием Ефимов рассказал о новом эпизоде: о том, что в 2015-2016 годах он получил мзду также от генерального директора корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова. По версии следствия, взятки Мистахов платил военному чиновнику за помощь в ускорении реализации госконтрактов на общую сумму 40 млрд рублей. Они касались строительства шести кораблей для флота.
Причем, как следовало из оглашенных в суде протоколов очных ставок Ефимова и Мистахова, 65 млн рублей глава судостроительной корпорации передал военному чиновнику несколькими траншами налом. В мае 2015 года в столичном кафе «Жан Жак» он отдал Ефимову 30 млн рублей, а в мае — июне 2016 года — еще 35 млн рублей.
Надо сказать, что дело Юрия Ефимова Хамовнический суд рассмотрел в особом порядке еще в августе 2019 года, приговорив его к пяти годам лишения свободы в колонии строгого режима. Приговор отставному военному вынесла судья Марина Сырова, которая некогда судила участниц панк-группы Pussy Riot. Причем Ефимов, по словам следователя, был осужден в том числе и за получение взяток от Мистахова.
Несмотря на обличительные показания против него, Ренат Мистахов вину не признал. Фигурант на слушании рассказал, что является отцом четверых детей, а его адвокат приобщил целый ряд документов о заслугах клиента. В частности, бизнесмен оказался обладателем грамоты «За вклад в правоохранительную деятельность» в республике, а также медали «За возвращение Крыма». Защитник Андрей Олифир ходатайствовал об отложении заседания на 72 часа для сбора характеризующих Мистахова данных, а также других документов. Однако судья на это не пошел.
Представитель следствия просил об аресте, приводя стандартные доводы о том, что, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться, а также оказать давление на свидетелей. Кроме того, следователь дал понять, что два эпизода взяточничества могут оказаться для главы холдинга не последними, поскольку, как он заявил, «задокументирована информация о возможных иных эпизодах» его «преступной деятельности».
Тем не менее ходатайство об аресте неожиданно не поддержал прокурор, отметив, что дело против Мистахова было возбуждено несколько месяцев назад и за это время подозреваемый не скрылся. Поэтому, по мнению представителя прокуратуры, для фигуранта было бы достаточно и домашнего ареста.
Однако Ренат Мистахов и его защитник эту инициативу не поддержали. Адвокат призывал суд либо вообще отклонить ходатайство следствия, либо избрать обвиняемому в качестве меры пресечения залог в 5 млн рублей.
Обвиняемый также просил оставить его на воле, пояснив, что арест негативно скажется на деятельности холдинга, в который входят 17 заводов, на которых работают 11 тысяч сотрудников. При этом Ренат Мистахов добавил, что на днях должен участвовать в подписании большого контракта, а его заключение в СИЗО может сорвать его.
В совещательной комнате судья Константин Похилько не пробыл и получаса. Выйдя оттуда, он отклонил ходатайство СКР. «Достаточной совокупности сведений, свидетельствующих о причастности Мистахова к совершению преступлений, не представлено», — говорилось в его постановлении. Также председательствующий постановил освободить обвиняемого из-под стражи в зале суда.
Стоит отметить, что случаи, когда судьи отказывают следствию в аресте обвиняемого, не избирая ему вообще никакой иной меры пресечения, довольно редки, тем более когда есть приговоры в отношении предполагаемых подельников фигуранта.
Так или иначе, но Ренату Мистахову при таком раскладе будет непросто защищаться по статье, которая в его случае предполагает наказание от крупного штрафа до лишения свободы на срок от восьми до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки или без такового. Покидая суд, обвиняемый и его адвокат не скрывали радости. Последний назвал решение судьи Константина Похилько «образцом для нашей судебной системы».