В России сократилось число выданных разрешений на такси

В России сократилось число выданных разрешений на такси
Поделись с друзьями

Это связано в том числе с введением санкций, после которых резко выросли цены на запчасти, а также техообслуживание и страховку. Владельцы таксопарков избавляются от автомобилей, либо начинают работать нелегально

Такси уходит в серую зону. За последние полгода количество выданных разрешений на перевозку пассажиров в России сократилось на 50 тысяч, сообщил Forbes со ссылкой на Общественный совет по развитию такси.

После введения санкций взлетели цены на машины, запчасти, шины, техобслуживание и страховку. Некоторые участники рынка специально не продлевают разрешения и становятся нелегальными, чтобы снизить издержки.

Чем это грозит и почему перевозчики предпочитают работать нелегально?

Разрешение на перевозку пассажиров всегда выдается на конкретный автомобиль, а не водителя. Кто должен оформить документ — зависит от того, на чьей машине работает таксист. Если на своей — ему нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить разрешение. Если на арендованной — о разрешении обычно заботится компания, которая предоставляет машину, например, таксопарк. Между таксопарком и водителем могут быть разные варианты взаимоотношений, их около 20. Одни из самых популярных — это трудоустройство или аренда автомобиля. Но, в любом случае, если что-то случится, скажем, произойдет ДТП, обратятся к тому, кто получал разрешение на перевозку, в данном случае к таксопарку, который должен ответить, кто был за рулем, и были ли выполнены все требования перед рейсом. В частности: регулярный техосмотр машины и предрейсовый медосмотр водителя.

Среди требований к владельцу разрешения также: определенный цвет машины — он зависит от региона, но как правило, это желтый или белый — наклейки с шашечным рисунком по бокам кузова и опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше. Есть и другие издержки, которые приходится нести, чтобы работать легально, говорит владелец таксопарка Дмитрий Раскин. Он постепенно избавляется от актива, который стал сильно убыточным:

Дмитрий Раскин владелец таксопарка «85 тысяч примерно стоит страховка без ограничений. И по запчастям сейчас просто: на Ford покупали, например, распредвал. Бэушный стоил 3 тысячи, сейчас бэушный стоит 15 тысяч, новых нет вообще, а, которые есть, под заказ — почти 50 тысяч. Две машины только осталось в лизинге. Вот если за Kia Optima и Hyundai Sonata платили от 50 тысяч до 60 тысяч в месяц, то сейчас за такие машины платеж — в среднем 120-130 тысяч. Машина обходится четыре тысячи в сутки, это ее себестоимость, а сдать ее можно за три тысячи рублей. Еще проблема в том, что увидели вы, что у нее в базе есть разрешение, и за отсутствие путевого листа отдельно, за отсутствие медика, отдельно за отсутствие механика, если там нет разрешения, тебе ничего сделать не могут. За незаконное предпринимательство — 5 тысяч рублей. Да плевать, сейчас один штраф за парковку столько же стоит».

По словам участников рынка, одни таксопарки сейчас закрываются, другие перепрофилируются и начинают сдавать машины в аренду как сервис проката, третьи специально не продлевают разрешения на работу и уходят в тень. В таком случае, если говорить о Москве, перевозчики теряют возможность работать с агрегаторами. В столице еще прошлым летом запустили комплексную информационную систему АРТ, в которую все участники перевозок должны передавать данные о водителях. Каждый из них получает цифровой ID, и без разрешения выйти на линию не получится.

А вот в регионах ситуация другая. Даже если вы сознательно не захотите ехать с нелегальным бомбилой и закажете машину через агрегатор, может приехать автомобиль без разрешения, проконтролировать это сервис онлайн-заказа такси не может, говорят эксперты. Продолжит председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова:

Ирина Зарипова председатель Общественного совета по развитию такси «С точки зрения заказа, для пассажира ничего не поменяется по тарифу. Если пассажир попадает в ДТП на нелегальном такси, конечно, он потом в дальнейшем столкнется с проволочками: ему нужно будет обращаться в суд, он будет долго искать виноватых, и не факт, что с этого воителя или субъекта предпринимательской деятельности что-то можно взыскать. Как водку в подвале разливать: людей потравили, а непонятно, кто за это отвечает — то же самое с такси. Риски разные бывают: нападение, например. Закон был принят, что нельзя работать в такси с особо тяжкими статьями. Но если это нелегальный водитель, может, он вчера с зоны освободился, а сегодня везет молодую женщину».

В 2017 году в России действовало 700 тысяч разрешений на перевозки пассажиров. После их число начало снижаться, процесс ускорился сначала из-за пандемии, а теперь на фоне кризиса в автомобильной отрасли. Сейчас, по данным Общественного совета по развитию такси, количество выданных разрешений — 410 тысяч штук, отмечает Forbes. Сильнее всего в сравнении с декабрем прошлого года их число уменьшилось в Дагестане — почти на 80%, и в Татарстане и Новосибирской области — примерно наполовину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Victory Key - АВТОПОРТАЛ Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика