Патриотизм — это когда ходят строем? Комментарий Георгия Бовта

Поделись с друзьями

«Настоящий патриот, втолковывают учителя и приглашенные силовики, не должен участвовать в манифестациях с критикой власти. А то ему дадут дубинкой по голове и положат лицом в землю. Это, безусловно, новое слово в педагогике», — отмечает политолог

Патриотизм — это когда ходят строем? Комментарий Георгия Бовта

Глава МВД Владимир Колокольцев приказал уволить организаторов учений в Татарстане за привлечение школьников к роли митингующих. Глава МВД по Татарстану Артем Хохорин привлечен к дисциплинарной ответственности в виде неполного служебного соответствия. Несколько дней назад в интернете появилось видео, на котором сотрудники правоохранительных органов проводят учения по разгону митинга в одной из школ Татарстана. В республиканском МВД объяснили это так, что девятиклассники были привлечены к «тактико-строевым занятиям» по согласованию с администрацией школы в качестве статистов. Однако на видео видно, что как минимум несколько школьников все же играли роль митингующих.

Один из школьников рассказывал, что ни родителей, ни самих учеников не предупредили об учениях, а также о том, в какой форме они будут проходить. «Написали приходить в спортивной форме, описали все как профориентацию. Созывали так: директор зашел на урок и сказал выйти на улицу по окончании урока», — рассказал один ученик. Другой отметил, что полицейские применяли к девятиклассникам силовые приемы. Можно ли считать инцидент исчерпанным?

Чиновники и полицейские, причастные к так называемым школьным учениям по разгону манифестаций, пострадали от вышестоящего начальства только потому, что случай этот получил огласку. А получив ее, вызвал волну возмущения. А так бы в головах у организаторов ничего бы и не щелкнуло, как говорится. Мол, ну а «чо такого»? Не случайно первой реакцией на публикацию видео правоохранителей стало то, что они ночью наведались в дом к женщине, которая первая опубликовала его в интернете. «Кто слил, кто посмел?» — это типичная реакция властей предержащих в нашей стране. И лишь потом начинается вынужденная, словно нехотя, работа над ошибками. Не признавая, впрочем, системной проблемы. Которая заключается, возможно, в том, что в воспитании школьников слишком большое значение придается тому, что называется «милитаризмом».

Похожий случай произошел на днях в одной из школ Челябинской области, в городе Златоусте, где по приглашению, заметим, руководства школы сотрудники расположенной рядом исправительной колонии № 25 показали школьникам действия группы быстрого реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации. Реагирование заключалось в том, что спецназ ФСИН на школьной линейке показал применение приемов разгона демонстрантов с использованием щитов и дубинок. Трудно отделаться от впечатления, что это было сделано в том числе в порядке предупреждения молодежи на случай, если она задумает принять участие в какой-нибудь манифестации. При этом в данной школе уже создан кадетский класс, учащихся которого нацеливают в том числе на службу в правоохранительных структурах, а также в уголовно-исполнительной системе. Действительно, чем не профориентация?

В России много силовых структур, и каждая, наверное, по-своему заинтересована в притоке кадров. Привлекать тем, чтобы на глазах у детей «мочить» дубинками условных «несогласных», со стороны школы наверняка считается еще одним из проявлений патриотического воспитания. Наиболее очевидной формой такого воспитания чиновникам от образования видится воспитание именно военно-патриотическое. Если же речь о спортивных лагерях, то и они, как правило, с военным уклоном. Такое воспитание подразумевает, что помимо рассказов о героических страницах прошлого детей учат ходить строем с песней, наряжают в военную форму, организуют ячейки Юнармии или кадетские классы. Даже в детских садах порой устраивают нечто вроде «военных парадов», где даже детская коляска становится «танком».

А вот что касается науки или культуры, у которых тоже ведь немало славных страниц в нашей истории, то им в процессе патриотического воспитания отведена второстепенная роль «золушек», если их вообще пригласят на этот преимущественно военный «бал-маскарад». В этом плане автомат Калашникова считается важнее, чем компьютер. И, наверное, чиновникам от образования даже в голову не придет объявить актом «патриотического воспитания», скажем, олимпиаду по химии имени Менделеева или по физике имени академика Алферова. Не говоря уже об экологии, которая вполне может стать частью патриотического сознания. Но нет, у нас в основном все про войны, прошлые и будущие.

Ну а теперь примешивается еще один актуальный политический аспект. Настоящий патриот, втолковывают учителя и приглашенные силовики, не должен участвовать в манифестациях с критикой власти. А то ему дадут дубинкой по голове и положат лицом в землю. Это, безусловно, новое слово в педагогике. До которого даже в сталинское время чиновники не додумались. Все же подобных игрищ тогда не устраивали. Зато занимались, к примеру, авиамоделированием или делали своими руками скворечники. Хотя и тогда Осоавиахим, он же позже ДОСААФ, никто не отменял, разумеется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика