Айдар Беляев завершает спортивную карьеру

Айдар Беляев завершает спортивную карьеру
Поделись с друзьями

На финише ралли “Шелковый путь-2018” Айдар Беляев объявил о завершении спортивной карьеры. К счастью, никуда из команды прославленный спортсмен не уходит. Так же, как и прежде он будет сосредоточен на своих обязанностях в должности заместителя директора команды по внешним связям, а также продолжит работу по наставничеству с молодым поколением штурманов “КАМАЗ-мастера”.

 Айдар Беляев начал работать на «КАМАЗе» в должности инженера-конструктора Департамента специализированной техники Научно-технического центра в 1991 году . Практически с самого начала трудовой деятельности он стал заниматься подготовкой камских грузовиков к международным соревнованиям. А потом возглавил команду по шоссейно-кольцевым гонкам на магистральных тягачах, принимавшую участие в Чемпионате Европы. После 1994 года спортивная жизнь на КАМАЗе полностью переключилась на подготовку и участие в международных ралли-марафонах. Беляев начинает активно работать и в этом направлении. Вместе с коллегами он занимается разработкой и созданием спортивных машин. В международном ралли-марафоне “Мастер-Ралли-95” по маршруту “Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин” он уже выступает как руководитель группы технического обслуживания гонки.

 С 1996 года выступает в качестве штурмана боевого экипажа и неустанно демонстрирует свое высокое мастерство в навигации. Штурман спортивного грузовика — категория особая. Чтобы выверить путь автомобиля, причем безошибочно, по сплошному бездорожью, протяженностью в тысячи километров через пески, горы, ущелья, леса и саванны необходимо не только безупречное владение навигационными приборами, безошибочное «чтение» легенды трассы, но и особое внутреннее чутье навигатора. Например, на ралли «Париж-Дакар», продолжительностью более полумесяца, каждый день приходится преодолевать от 300 до 1000 и более километров. Даже малейшая ошибка штурмана может свести на нет все многодневные усилия экипажа. Часто после многих тысяч километров экипажи-победители отделяют друг от друга считанные секунды. В лучшем случае навигационная ошибка — это невосполнимая потеря гоночного времени, в худшем, но происходящем чаще — дорожная авария с непредсказуемыми последствиями.

 В 2002 году, также при непосредственном участии Айдара Беляева была создана новейшая модель спортивного автомобиля КамАЗ-4911 EXTREME. На нем команда «КАМАЗ-мастер» выиграла все последующие этапы в розыгрыше Кубка мира по внедорожным ралли и дакаровские гонки. Сам Айдар Беляев, как штурман боевого экипажа, стал бронзовым призером трансконтинентального супермарафона «Телефоника-Дакар 2003», серебрянным призером этой высшей категории сложности гонки в 2004 году, а также многократным призером и победителем этапов розыгрыша Кубка мира и российского чемпионата по авторалли.

 Штурман боевого экипажа команды «КАМАЗ-мастер» Айдар Беляев — является сегодня одним из лучших навигаторов в международном раллийном спорте. Ему в полной мере присущи не только высокая профессиональная выучка, но и полная самоотдача, воля, самоотверженность, неустанно проявляемые в самых экстремальных ситуациях на каждой без исключения гонке.

 Ралли «Париж-Дакар». На мавританском участке трассы камазовский грузовик срывается с гребня дюны. У механика — перелом позвоночника, у пилота Ф. Кабирова — компрессионная травма позвоночника, у штурмана Айдара Беляева — многочисленные ушибы. Медицинский вертолет эвакуирует двух пострадавших членов экипажа с трассы. А. Беляев, который также находится в тяжелом состоянии, снимает ответственность с медиков — подписывает специальный документ о том, что по собственному желанию остается у поврежденного грузовика, у которого сломан передний мост. С этого мгновенья для организаторов гонки ни человека на трассе, ни вышедшего из строя автомобиля не существует. Таковы правила игры, которая зовется автомарафоном. И только команда знает: ее кредо — ни при какой ситуации не бросать своего товарища и технику, в которую вложен колоссальный труд всего коллектива в беде, и чего бы ни стоило приходить на помощь. Ралли стремительно уходит на тысячи километров вперед, пересекая границы африканских стран, а камазовская техничка пробирается на помощь Айдару Беляеву. Травмированный штурман в буквальном смысле в осаде — продолжаются военные действия между враждующими в этом районе группировками, в нескольких километрах догорает подорвавшийся на мине МАН немецкой команды — ждет помощи. Не просто ждет, но и пытается восстановить поврежденный узел. Сухой паек гонщика — на одни сутки, запас питьевой воды — на одни сутки. И только безмерна готовность к любым испытаниям. Через три дня на горизонте появляется знакомый силуэт командной технички…

 Дважды в составе экипажа Ф.Кабирова Беляев становился победителем Дакара. В 2012 году, когда на смену опытным пилотам команды пришли молодые спортсмены Айдар остался в боевом экипаже. Весь свой опыт он передает молодым пилотам и штурманам. И вот уже в новом составе с пилотом Айратом Мардеевым и механиком Дмитрием Свистуновым он становится трехкратным победителем Дакара (2015 г) и победителем «Шелкового пути-2016».

 СПРАВКА

БЕЛЯЕВ АЙДАР РАИСОВИЧ

Заслуженный мастер спорта

 В команде с  1991 года

 Дата / место рождения – 11 декабря 1965 года, г. Казань.

 Хобби: сад, огород

 Семейный статус: женат, 2 ребенка

 Спортивные достижения

 1996 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 1997 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже Ф. Кабирова , 1  место

 1997 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  1  место

 1997 г., «Байконур – Москва», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 1997 г., Кубок мира, штурман в экипаже Ф. Кабирова,  1  место

 2000 г., «Париж – Дакар – Каир», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  3  место

 2000 г., «Баха Италия», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 2000 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже В. Чагина,  1  место

 2000 г., «Дезерт Челендж», штурман в экипаже Ф. Кабирова,   1 место

 2000 г., «Баха Жемчужина», штурман в экипаже В. Чагина,  1 место

 2000 г., «Дебри», штурман в экипаже В.Чагина, 1 место

 2000 г., «Калмыкия», штурман в экипаже В.Чагина, 1 место

 2000 г., Чемпионат России, штурман в экипаже В. Чагина,  1  место

 2001 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже В. Чагина,  1  место

 2002 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже И. Мардеева , 1  место

 2002 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже И. Мардеева,  1  место

 2003 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  1  место

 2003 г., «Телефоника – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  3  место

 2003 г., «Ралли Востока – Каппадокия», штурман в экипаже И. Мардеева,  2  место

 2003 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже Р. Минниханова,  1  место

 2003 г., Чемпионат России, штурман в экипаже Ф.Кабирова,  1  место

 2004 г., «Телефоника – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 2004 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже И. Мардеева,  1  место

 2004 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже В. Чагина,  1  место

 2004 г., «Дезерт Челендж», штурман в экипаже Р. Минниханова,  1  место

 2005 г., «Телефоника – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  1  место

 2005 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже С. Решетникова,  2  место

 2006 г., «Лиссабон – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  3  место

 2006 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже Р. Минниханова,  1  место

 2006 г., «Великая Калмыкия», штурман в экипаже Э. Николаева,  2  место

 2006 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже В. Чагина,  1  место

 2007 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже А. Каргинова,  3  место

 2007 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже Р. Минниханова,  1  место

 2007 г., «Лиссабон – Дакар», штурман в экипаже И. Мардеева,  2  место

 2008 г., «Маршрут-1000», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 2009 г., «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  1  место

 2010 г., «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 2010 г., «Шелковый путь» – серия «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  3  место

 2011 г., «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова,  2  место

 2011 г., «Симбирский тракт», штурман в экипаже А. Мардеева, 1  место

 2011 г., «Шелковый путь» – серия «Дакар», штурман в экипаже А. Мардеева, 5  место

 2012 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже А. Мардеева, 2  место

 2012 г., «Симбирский тракт», штурман в экипаже А. Мардеева, 1  место

 2012 г., «Шелковый путь», штурман в экипаже А. Мардеева , 1 место

 2012 г., « Золото Кагана», штурман в экипаже А.Мардеева,  5 место

 2013 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 2  место

 2014 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже А. Мардеева , 1 место

 2015 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 1  место

 2015 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже А. Каргинова , 5 место

 2015 г., «Великая степь», штурман в экипаже А.Мардеева, 2  место

 2016 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 2  место

 2016 г., “Шелковый путь”, штурман в экипаже А.Мардеева, 1 место 

 2017 г., “Шелковый путь”, штурман в экипаже А.Мардеева, 3 место 

 2018 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 3  место

 2018 г., “Шелковый путь”, штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Victory Key - АВТОПОРТАЛ Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика